Доступная среда


УЧИМСЯ ЖИТЬ ВМЕСТЕ!

 

«Доступность — это не только сооружение пандусов, специальных лифтов,
приспособление дорог и общественного транспорта.
Не меньшую роль призвана играть и настройка под нужды инвалидов правил
работы наших социальных, информационных и прочих служб»

В. В. Путин

 

На данный момент дети с ОВЗ в МДОУ д/с № 45 — отсутствуют.

Реабилитация людей с ограниченными возможностями здоровья является актуальной проблемой для общества и приоритетным направлением государственной социальной политики. В России началась реализация Программы по созданию безбарьерной (доступной) среды для инвалидов и маломобильных групп населения.

В соответствии с нормативными документами РФ к маломобильным группам населения относятся:

  • Инвалиды с поражением опорно-двигательного аппарата (включая инвалидов, использующих кресла-коляски)
  • Инвалиды с нарушением зрения и слуха
  • Лица преклонного возраста (60 лет и старше)
  • Временно нетрудоспособные
  • Беременные женщины
  • Люди с детскими колясками
  • Дети дошкольного возраста.

Безбарьерная (доступная) среда — это обычная среда, дооборудованная с учетом потребностей, возникающих в связи с инвалидностью, и позволяющая людям с особыми потребностями вести независимый образ жизни.

Одной из важных задач Программы является создание необходимых условий для безбарьерной среды, дружелюбной окружающей среды, благодаря которым возможно наиболее полное развитие способностей и максимальная интеграция инвалидов в общество. Критерием оценки такой политики является доступность для инвалида физической среды, включая жилье, транспорт, образование, работу и культуру, а также доступность информации и каналов коммуникации.

В современном обществе создание доступности образовательного пространства — приоритетная задача не только государственного, но и международного значения. В настоящее время государственная политика нашей страны направлена на поддержку детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).

 

Согласно образовательной политике Российской Федерации, «особое внимание требует ситуация, связанная с обеспечением успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов...»

Одним из приоритетных направлений государственной политики является политика создания условий для предоставления детям-инвалидам и детям с ОВЗ равного доступа к качественному образованию в образовательных организациях, реализующих образовательные программы дошкольного образования, с учетом особенностей их психофизического развития.

 

ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА

В современном образовании поставлена цель — обеспечить доступное и качественное образование детей с ОВЗ и детей-инвалидов. Поэтому ДОУ принимают на себя обязательство выстроить образовательный процесс таким образом, чтобы дети с ОВЗ и дети-инвалиды были включены в него и могли обучаться совместно с другими детьми. Педагоги ДОУ должны научиться работать с разноуровневым контингентом детей, находящихся в одном информационном поле. В группе могут присутствовать здоровые дети и дети с ОВЗ, такие как: дети с ДЦП, слабовидящие, слабослышащие, дети с нарушением РАС и дети-инвалиды.

Значения условных обозначений категорий инвалидов:

  • Инвалиды с нарушением слуха
  • Инвалиды с нарушением зрения
  • Инвалиды с нарушением интеллекта
  • Инвалиды на кресле-коляске
  • Инвалиды с нарушением опорно-двигательного аппарата

Предметно-развивающая среда — это система материальных объектов деятельности детей, функционально моделирующая содержание духовного и физического развития самих детей. Поэтому педагоги должны уделять огромное внимание изменению, обогащению, улучшению развивающей среды для детей с ОВЗ и детей-инвалидов. Предметная среда должна обеспечивать возможность педагогам эффективно развивать индивидуальность каждого ребенка с учетом его склонностей, интересов, уровнем активности, но самое главное должна способствовать развитию самостоятельности и самодеятельности детей. Педагоги должны моделировать развивающую среду, исходя из возможностей воспитанников, учитывая индивидуальные особенности детей с ОВЗ и детей-инвалидов.

Помимо этого, при организации предметно-развивающей среды учитываются:

  • закономерности психического развития,
  • показатели здоровья дошкольников,
  • психолого-физиологические особенности,
  • уровень общего развития,
  • коммуникативные особенности и речевое развитие,
  • эмоциональное благополучие.

В соответствии с требованиями ФГОС ДО по созданию специальных условий обучения, воспитания и развития воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, развивающая предметно-пространственная среда для детей с ОВЗ и детей-инвалидов в нашем детском саду способствует наиболее эффективному развитию индивидуальности каждого ребенка, с учетом его склонностей и интересов, облегчает процесс адаптации с учетом интеграции образовательных областей и соблюдения принципов ФГОС.

При построении коррекционной образовательной среды ДОУ для детей с ОВЗ учитываются следующие принципы:

1. Принцип развития — Взаимосвязь всех сторон личностного развития; целостность личностного развития; готовность личности к дальнейшему развитию.

2. Принцип природособразности воспитания — Соответствие педагогического влияния биологической и социальной природе ребенка с ОВЗ; понимание сложности внутренней природы ребенка, выраженности отклонения в его развитии.

3. Принцип психологической комфортности — Создание благоприятного микроклимата общения, стимулирующего активность дошкольника с ОВЗ; обеспечение воспитаннику положительного «эмоционального самочувствия».

4. Принцип взаимодействия — Установление глубоких личностных отношений между участниками педагогического процесса (педагоги, дети, родители); воспитатель как равноправный партнер и сотрудник в процессе взаимодействия.

5. Принцип доверительного сотрудничества — Отсутствие давления на ребенка, доминантности во взаимодействии с ребенком: открытость, искренность в сотрудничестве.

6. Принцип обучения деятельности — Обучение умению ставить цели и реализовывать их, в дальнейшем формирование готовности к самостоятельному познанию у детей.

7. Принцип здоровьесберегающий — Забота о душевном состоянии ребенка, его психологическом и физическом благополучии; обеспечение психологического комфорта; устранение стрессогенных факторов, факторов, влияющих негативно на соматическое и психическое здоровье ребенка.

Предоставление услуг на объекте МДОУ д/с № 45

  • Автостоянка (места) для инвалидов — отсутствует.
  • Пандус — отсутствует в связи с отсутствием нуждающегося контингента.
  • Адаптированные лифты — отсутствуют.
  • Раздвижные двери — отсутствует.
  • Кнопка вызова персонала — имеется.
  • Вывески со шрифтом Брайля на контрастном фоне — имеется.
  • Спецоборудование для массовых мероприятий (звукоусилители) — отсутствуют.
  • Сурдопереводчик, тьютор — в штате отсутствуют.
  • Обеспечение в организации комфортных условий, в которых осуществляется деятельность: наличие зоны отдыха (ожидания) — зона отдыха имеется рекреации первого этажа, а также на территории детского сада, у центрального входа.
  • Обеспечение в организации комфортных условий, в которых осуществляется деятельность: наличие и доступность питьевой воды — питьевая вода в доступности на первом этаже, в зоне отдыха (ожидания).
  • Обеспечение в организации комфортных условий, в которых осуществляется деятельность: наличие и доступность санитарно-гигиенических помещений — имеется санитарно-гигиеническая комната для посетителей на первом этаже, санитарно-гигиеническая комната для персонала. Специально оборудованной санитарно-гигиеническая комнаты нет в связи с отсутствием контингента.
  • Обеспечение в организации комфортных условий, в которых осуществляется деятельность: санитарное состояние помещений организации — санитарно-гигиенические помещения обрабатываются и убираются в соответствии с требованиями СаНПиН) (каждые два часа проводится обработка поверхностей дез. средствами для профилактики СOVID-19).
  • Обеспечение в организации условий доступности, позволяющих инвалидам получать услуги наравне с другими: дублирование для инвалидов по зрению зрительной информации — для инвалидов по зрению дублируется зрительная информация (с использованием шрифта Брайля).
  • Обеспечение в организации условий доступности, позволяющих инвалидам получать услуги наравне с другими: альтернативной версии сайта организации для инвалидов по зрению — альтернативная версия сайта организации для инвалидов по зрению имеется (кнопка для слабовидящих в правом верхнем углу на центральной странице).
  • Обеспечение в организации условий доступности, позволяющих инвалидам получать услуги наравне с другими: возможность предоставления образовательных услуг в дистанционном режиме или на дому — имеется возможность предоставления образовательных услуг в дистанционном режиме или на дому. Специально оборудованных кабинетов в учреждении нет, т.к. отсутствует контингент, нуждающийся в данной услуге. В ДОУ функционирует консультативный пункт: педагог-психолог, логопед, старший воспитатель, воспитатели — консультируют по вопросам воспитания и образования детей с 2-х месяцев до 8 лет (Приказ от 31.08.2020 г. № 35/53).
  • Дистанционные способы обратной связи и взаимодействия с получателями услуг и их функционировании: абонентский номер телефона: 8 (8443)25-68-82; адрес электронной почты: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра., адрес электронной почты консультативного пункта: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.; посредством ZOOM-конференций, Viber (по предварительной договоренности по телефону: 25-68-82), а также возможность оставлять обращения через сайт bus.gov.ru.

В МДОУ д/с № 45 проводятся работы по созданию условий для организации доступной среды в соответствии с планом.

Территория, прилегающая к зданию, пути движения внутри здания, система информации и связи доступны частично для людей с нарушением слуха, вход в здание детского сада доступен частично для людей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, слуха, санитарно-гигиенические помещения доступны частично для людей с нарушениями слуха. Имеются предупредительные знаки для слабовидящих людей желтые полосы на первой и последней ступеньке каждого лестничного марша). Учреждение оборудовано тактильными табличками с названием МДОУ, которые выполнены рельефно-точечным шрифтом Брайля, переоборудован входной звонок для инвалидов в соответствии с требованиями.

Безопасность воспитанников (обучающихся), инвалидов и лиц с ОВЗ

Ребенок попадает в различные жизненные ситуации, в которых он может просто растеряться, поэтому педагоги нашего детского сада считают, что, во-первых, надо дать детям необходимую сумму знаний об общепринятых человеком нормах поведения, во-вторых, научить адекватно, осознанно действовать в той или иной ситуации, помочь дошкольникам овладеть элементарными навыками поведения дома, на улице, в парке, в транспорте и, в-третьих, развить у дошкольников самостоятельность и ответственность. При этом важно научить ребенка объяснять свое поведение.

Решение задач обеспечения безопасного, здорового образа жизни возможно лишь при постоянном общении взрослого с ребенком на равных: вместе ищем выход из трудного положения, вместе обсуждаем проблему, ведем диалог, вместе познаем, делаем открытия, удивляемся.

В детском саду данная работа осуществляется через все виды деятельности, согласно планам. Созданы все необходимые условия. В групповых комнатах имеются демонстрационные картины по основам безопасности и жизнедеятельности, детская художественная литература по теме, макеты улиц и перекрестков, большие конструкторские наборы для постройки домов и улиц, коллекции машин специального назначения, машины для обыгрывания сюжетов, плакаты, открытки, игры и игровые пособия по правилам дорожного движения и пожарной безопасности, видео материал по теме «Уроки безопасности». Во время непосредственно образовательной деятельности дети знакомятся с презентациями по темам «Пожарная безопасность», «Твоя безопасность», «Правила дорожного движения», проводятся беседы, рассматривание иллюстраций, разыгрываются сценки, спектакли «Веселый светофорик», «Красный, желтый, зеленый», «Кошкин дом», «Уроки Айболита», создаются проблемные ситуации для детей в течение дня, в летний период проводится «Месячник безопасности», организуется проектная деятельность.

Педагогами детского сада организуется и совместная деятельность с родителями (законными представителями) воспитанников по основам безопасности и жизнедеятельности. Для этого в детском саду выпускаются памятки по основам безопасности, проводятся консультации, в приемных комнатах размещены рекомендации, памятки для родителей по ОБЖ. На родительских собраниях проводятся викторины, анкетирование родителей по вопросам безопасности и жизнедеятельности дошкольников.

Детский сад оборудован системой видеонаблюдения, радиосистемой передачи извещения о пожаре, системой быстрого оповещения «Тревожная кнопка», работающие круглосуточно.

 

РОДИТЕЛЯМ ВАЖНО ЗНАТЬ!

Детям с ограниченными возможностями здоровья и детям-инвалидам государство обеспечивает (в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида):

  • дошкольное воспитание;
  • внешкольное воспитание и образование;
  • среднее общее образование;
  • среднее профессиональное образование;
  • высшее профессиональное образование.

Им предоставляется возможность посещать детские дошкольные учреждения общего типа, если же состояние их здоровья это исключает, они направляются в специальные дошкольные учреждения.

Если ребенок-инвалид не может посещать специальное общеобразовательное учреждение, его обучают на дому по полной общеобразовательной или индивидуальной программе. Основанием для этого является заключение лечебно-профилактического учреждения.

Обучением ребенка на дому занимается ближайшее к его месту жительства образовательное учреждение, которое бесплатно предоставляет учебники, учебную, справочную и другую литературу, обеспечивает специалистами из числа педагогических работников, оказывает методическую и консультативную помощь, необходимую для освоения общеобразовательных программ, осуществляет промежуточную и итоговую аттестацию, выдает прошедшим итоговую аттестацию документ государственного образца о соответствующем образовании.

Родители (законные представители) могут при домашнем обучении дополнительно приглашать педагогических работников из других образовательных учреждений.

Оборудование территории, прилегающей к МДОУ д/с № 45 с учетом доступности для инвалидов

Просмотр изображений в онлайн галерее Flickr:
https://romashka45.ru/sved-ob-oo/dostupnaya-sreda#sigProGalleria1ec3b0534b

Навигация по зданию

Просмотр изображений в онлайн галерее Flickr:
https://romashka45.ru/sved-ob-oo/dostupnaya-sreda#sigProGalleriab0448c54ac

Открытость и доступность информации об образовательной организации

Просмотр изображений в онлайн галерее Flickr:
https://romashka45.ru/sved-ob-oo/dostupnaya-sreda#sigProGalleria339b94ab7d

Кнопка для преобразования сайта для слабовидящих

Просмотр изображений в онлайн галерее Flickr:
https://romashka45.ru/sved-ob-oo/dostupnaya-sreda#sigProGalleria64e271a076

Зона отдыха и источник воды в здании

Просмотр изображений в онлайн галерее Flickr:
https://romashka45.ru/sved-ob-oo/dostupnaya-sreda#sigProGalleriacf9d9fcdc7

Зона отдыха на территории учреждения

Просмотр изображений в онлайн галерее Flickr:
https://romashka45.ru/sved-ob-oo/dostupnaya-sreda#sigProGalleriabe098d41f2

Туалет для посетителей

Просмотр изображений в онлайн галерее Flickr:
https://romashka45.ru/sved-ob-oo/dostupnaya-sreda#sigProGalleriaeeec669066